Конституционный суд (КС) РФ обсудит во вторник, 21 октября, в открытом заседании нормы, дающие право предъявлять претензии РЖД в случаях недостачи или повреждения груза. Об этом сообщили в пресс-службе КС РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «Торговый дом ММК» с 2008 года реализует продукцию группы компаний ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат». В соответствии с договором поставки и дополнительным соглашением между предприятиями право собственности на продукцию переходит к торговому дому от комбината в момент передачи товара перевозчику, которым является ОАО «РЖД». При этом по договору перевозки грузоотправителем является комбинат, а получателем груза обозначено другое лицо, и это не торговый дом.
В январе и феврале 2022 года комбинат продал торговому дому 134 тысячи килограммов листовой стали, общий вес которой составил более 134 тонн. В ходе первой транспортировки на станции Инская Западно-Сибирской железной дороги перевозчик выявил недостачу груза в размере около 3,5 тонны, а в феврале недостача 7,7 тонны была обнаружена на станции Барнаул.
Поскольку право собственности на груз перешло торговому дому, он в претензионном порядке обратился к РЖД с требованием о взыскании с железнодорожной транспортной компании убытков в размере общей стоимости утраченного в пути следования груза на сумму более миллиона рублей. Однако данная претензия осталась без удовлетворения, и торговый дом обратился в арбитражный суд. В ходе рассмотрения дела было установлено, что правом на предъявление претензий и исков, связанных с осуществлением перевозок грузов железными дорогами, в число которых входят только грузоотправители и грузополучатели, а «Торговый дом ММК» к ним не относится. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований суд не нашел. Вышестоящие инстанции согласились с такой позицией.
Тогда торговый дом обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность норм, на которые опирались суды, отказывая компании в удовлетворении иска, а именно пункта 2 статьи 797 Гражданского кодекса РФ и статьи 120 Устава железнодорожного транспорта РФ.
По мнению заявителя, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю. При этом положения Устава наделяют правом предъявлять претензии в случаях недостачи или повреждения груза только грузоотправителей и грузополучателей. В итоге на практике покупатель, не указанный в качестве получателя товара, доставляемого железнодорожным транспортом, оказывается в неопределенной ситуации в вопросе защиты права собственности.